Вопрос: почему 70-е снова в моде?
Один из популярных трендов уходящего года – мода на 70-е. О том, почему 1970-е, к которым принято относиться как к десятилетию плохого вкуса, инфантилизма и безудержного веселья, снова в моде, рассказывает владелица и арт-директор галереи «Палисандр» Алина Ковалева.
Дизайн – производная, сублимация самой жизни. Чтобы понять, почему дизайн 70-х становится востребованным сегодня, надо для начала разобраться с тем временем и его настроениями.
К 1970-м принято относиться как к десятилетию плохого вкуса, инфантилизма и безудержного веселья. Но при этом 70-е – довольно авангардный период, оказавшийся незаслуженно записанным в «визуально худшие». Сложный социально-политический контекст – застой и кризис, непопулярная война, борьба за свободы, проблемы экологии, миграция, ускорение ритма жизни – словно толкал в поп-эстетику, яркие цвета, глянцевость, дикие формы. Протест и одновременно искусственная стимуляция оптимизма.
Вот например, что мы имеем ввиду:
Этажерка Карлтон — один из самых известных предметов дизайна итальянца Этторе Соттсасса, стоявшего у истоков и руководившего прославившейся в середине 1980-х авангардной дизайнерской группировкой Memphis. В духе постмодернистского дизайна Этторе Соттсасс прибавил к абстрактному дереву абстрактную фигуру человека. Получилась книжная полка, моментально ставшая культовым арт-объектом.
Оригинальная конструкция Carlton, напоминающая гибрид дерева и человека, которая на первый взгляд может показаться совсем нефункциональной, на самом деле должным образом выполняет свое мебельное предназначение. Модель состоит преимущественно из подчеркнуто дешевого материала — разноцветной слоистой пластмассы. Однако на доступности «Карлтона» дешевизна сырья едва ли отразилась: «игрушечная» с виду книжная полка обойдется коллекционеру не меньше 6-8 тысяч долларов.
Габариты Carlton — 190×197×36 см — позволяют модели выполнять функции не только вместительной книжной полки, но и условной перегородки между разными зонами одного помещения.
Книжный стеллаж Carlton — экспонат Милуокского музея искусств, вошедший в коллекцию объектов дизайна 20 века.
Дизайнерская новизна проявилась как в попсовости, так и в радикализме. Круглые массивные формы и кричащая цветовая палитра, либо тотальный анти-дизайн как отрицание буржуазных ценностей.
Должно было пройти довольно много времени, прежде чем люди снова пожелали бы всего этого гротеска. Так сегодняшнее увлечение органическими продуктами, эскапизм в фермерство – это в чем-то прошлая «хипповая» натуральность семидесятых. Возведение некрасивого в ранг хайпового в моде – тоже оттуда. В дизайне же сама гипертрофированная эстетика 70-х очень подходит к сегодняшней потребности в само-демонстрации и преувеличениям, «тяжелому люксу».
Еще одна причина, на мой взгляд, цикличности моды как явления в последнее время – интернет. Желание обновления паттернов жизни уводит «по пути наименьшего сопротивления» в прошлое, легко доступное в информационном пространстве. То «вспоминаем» пятидесятые, то шестидесятые… Обратите внимание, что никакой цикличности до 90-х годов не было и в помине!
Первоисточники:
homeguide.ru
design-mate.ru